- Подробности
- Категория: Коростенский край
Достоверно известно, что Древлянская земля конца ІХ начала Х столетий это как и раньше союз древлянских племен со своими центрами Искоростенем, Овручем, Малином, Житомиром и другими. Во главе каждого из этих племен стоял местный князь который в своем правлении опирался на народное вече и "лучших мужей". Искоростень, как центр сильнейшего и самого влиятельного древлянского племени, скорее всего, служил номинальным центром "Деревской земли", куда периодически съезжались племенные князья для решения важнейших вопросов, которые касались всех древлян. Ипатьевская летопись пишет "...и рекоша Деревляни: посланы Деревская земля, ркуши сице: ...наши князи задабривай суть, иже роспасли суть Деревъскую землю, да иди за нашъ князь за Малъ". Т.е. речь идет не только о князе Меле, а о всех древлянских князьях которые управляли данной землей на общинно-демократических началах.
К середине IX ст. древлянский союз племен крепнет в экономическом, политическом и военном отношении и начинает приобретать признаки государственности: свою хорошо защищенную территорию, княжеское правление, "стольный град", сильное войско. Первым известным древлянским князем конца IX начала X ст. был летописный Нискиния, женой которого была чешская принцесса Манфред. Это вполне вероятно, ведь во время раскопок в Коростене в 2003 году археологом Звиздецким Б.А. было обнаружено пару золотых височных украшений изготовленных в Моравии (первое чешское государство). Именно Манфред была матерью будущего князя Мала, кстати, его женой также являлась чешка - принцесса Добриня.
Древляне не уступали силой ни одному из других славянских племен, ведь, как пишет летописец: "По сим же летам, по смерти братьев сих, Кия, Щека и Хорива ущемлялись полянины древлянами". Это же утверждает и "Новгородская первая летопись молодого извода" "..полянины... биша обидими Древляни". Этот же летопись пишет, что позднее князья Аскольд и Дир "... владеюще полями, и беша ратнии сия Древляны" т.е. побежденные древлянами. Есть летописное упоминание о том, что древляне небезуспешно воевали и с князем Черным основателем столицы северян Чернигова.
Древляне не признавали чужой власти. Так, перед 859 годом летописец пишет, что такие племена как чудь, мерь, кривичи платят дань варягам, а полянины, северяне, вятичи хозарам. Древляне же не упоминаются, что дает основания сделать вывод, что они были свободными и никому не подчинялись.
И только в год 6391 (833) "Начал Олег воевать против древлян и, приручив их, стал с их дань брать по черной кунице". Красноречивым есть тот факт, что новый киевский верховный двинулся в свой первый "внутренний" поход именно на древлян. Поход Олега на древлян более всего закончился мирным договором между древлянами и Киевским княжеством. Маловероятно, чтобы Олег отважился штурмовать Искоростень, понимая, что взять силой ему его не удастся. Древляне согласились платить Олегу небольшую дань, но и это продолжалось не долго. В упоминавшемся летописью походе Олега в 907 году на Византию, принимала участие и древлянская дружина на определенных условиях вознаграждения, но после победы над Царьградом древляне не получили византийской контрибуции: "Пошел Олег на Греков... Взял же он множество варягов, и славян, и чудов, и кривичей, и меров, и полянинов, и северян, и древлян..., которые являются пособниками". Т.е., на некоторое время, древляне попали в сферу влияния Киевского княжества, захваченного представителями варяжского рода Рюриковичей.
Но, наверное, после этого похода древляне задумали освободиться от опеки киевских князей, считая их чужеземцами среди славян. После смерти Олега, которая наступила осенью 912 года, древляне решили, что такой момент настал: "А древляне заперлись в городе Искоростене от Игоря после Олеговой смерти".
С такой ситуацией не могла смирится Киевская верхушка варягов по двум причинам. Во-первых, древлянская земля усиливала Киев экономически, за счет значительного оброка, а во-вторых, они не могли потерпеть факт наличия свободолюбия одного из славянских племен, которое могло стать центром борьбы против них. И потому в год 6442 (914) "Пошел Игорь на древлян и, победив, наложил на них дань, больше Олеговой". Он оставляет в Искоростене своего воеводу Свенельда с дружиной для управления непокорной древлянской землей.
Наступает 945 год. События, которые произошли в этом году, трактуются учеными неоднозначно. Наиболее распространенной гипотезой есть то, что в этом году произошло первое антифеодальное восстание на Руси. Согласно летописи князь Игорь в 945 году идет в древлянску землю собирать дань, хотя до него ее собрал воевода Свенельд. Дань, была наиболее примитивной формой эксплуатации, основой которой была княжеская собственность на землю. В отличие от обычной дани, которая собиралась в пользу князей, оброк собирался для расплаты князя с наемной дружиной. В своей работе "Об управлении империей Константин Багрянородний писал о собирании оброка на Руси так: "Когда настанет ноябрь месяц, в тоже время их архони (князья) выходят со всеми росами (варягами дружинниками) из Киева и отправляются в оброк, который называется "кружением", а именно в Славии, вервианов (древлян), друговитов (дреговичей), кривичей, северинов (сиверян) и других славян, которые являются практионами (данниками) росов. Питаясь там на протяжении всей зимы, они когда растает лед на реке Днепр, возвращаются к Киеву".
"И добыл он себе еще к предыдущей дани, и совершал им насилие он и мужи его". Возвращаясь назад с данью, пришел к мысли, что мало собрал и потому решил вернуться и собрать еще раз: "сказал дружине своей: "идите вы с данью домой, а я возвращусь и похожу еще". С небольшим количеством дружинников он возвращается в древлянскую землю. Услышав об этом, древляне, собравшись с князем Малом на совет, решили: "Если повадится волк к овцам, то выносит по одной все стадо, если не убьют его. Так и сей, если не убьем его, то он всех нас погубит". Послали древляне к Игорю своих представителей, которые спросили: "Чего ты идешь снова? Ты забрал всю свою дань". И не послушал их Игорь "И древляне, выйдя насупротив из града Искоростеня, убили Игоря и дружину его, так как их было мало". За описанием греческого историка Льва Дьякона Игоря привязали за ноги к двум березам и разорвали надвое. Это произошло на скалах правого берега г. Уж в районе современного села Немировка. Исходя из летописи, это событие отдельные историки считают что главной причиной восстания было непомерное экономическое угнетение древлян киевскими князьями. Такая мысль преобладает в советской историографии.
Вместе с тем известный знаток истории Киевской Руси дореволюционных времен академик Шахматов и советский историк академик Б.Д. Греков считали, что это восстание следует рассматривать как междоусобную войну за право владеть Древлянскою землей между Игорем и его вассалом, воеводой Свенельдом. Последний, став наместником Древлянской земли, набирал силу, богател, становился все более независимым от киевского князя. У него была своя вооруженная дружина, которая ничем не уступила дружине киевского князя. Об этом и говорят Игорю его дружинники: "Отроки Свенельдовы нарядились оружиям и одеждой, а мы голые. Пойдем, княже, с нами по дань, пусть и ты добудешь, и мы". Подстрекаемый дружинниками Игорь выступает в Древлянскую землю, где он и был убит под руководством сына Свенельда Мстислава Лютого. Сам же Свенельд, чтобы не бросить на себя тень подозрения, и все спихнуть на древлян, находился в настоящее время в Киеве.
Другие исследователи, например, А. Членов и А. Зимин, утверждают, что Игорь, как представитель варяжской династии Рюриковичей, которая силой захватила власть в славянских землях, раз и навсегда хотел уничтожить последний оплот освободительной борьбы против варягов. В древлянах и династии князя Мала, он усматривал угрозу своему господству на Руси. Такое трактование этого события подводит к выводу, что это была последняя попытка славянских племен сбросить узурпаторов власти на Руси.
Убийство князя Игоря, как считала древлянская знать, открывало путь к мирному переходу от династии Рюриков к династии древлянского князя Мала. Никто среди князей восточнославянских племенных объединений, кроме древлян, не попробовал решать право первенства таким образом. Киевские князья варяги не рассматривались древлянами, как природные властители восточнославянских территорий. Подчеркивая, что они убили "русского" (варяжского) князя, древляни хотели отметить, что они русами не были. Брак своего князя Мала нужен был им для того, чтобы извести эту "русскую" (варяжскую) династию.
Князь Мал, наверное, тоже считал, что основное дело сделано: "И сон часто зряше Мал: сие так как пришедши Ольша дав ему порты многоцветны червены все жемчугом насаджены и одеяла черны с зелеными узоры». Уничтожение Игоря, по мнению древлян, должно было повлиять на киевский двор, напугать его, и они могут теперь диктовать свою волю: "Осе князя русского (имели в виду варяжского) мы убили. Возьмем жону его Ольгу за князя своего Мала и Святослава (малолетнего сына Игоря),возьмем и сделаем ему, как вот схочем". Они посылают в Киев "лучших" мужей своих, числом двадцать с предложением "идино за нашего князя за Мала". Почему древляни, которые убили Игоря, как невчем не бывало, предлагают вдове убитого княгине Ольге выйти замуж за их князя Мала? Ведь, это, на первый взгляд, кажется совсем не оправданно. Дело в том, что среди древлян еще были довольно живучими традиции матриархата, согласно неписаным правилам которого, тот, кто убил главу рода, может унаследывать его власть после того, как женится на его вдове. В свою очередь Ольга, согласно языческим правилам, должна была отомстить за мужа, ведь Святослав был еще не способным к этому в связи с малолетством. Язычество предусматривало и необходимость справить тризну по убитому на его могиле, что и осуществила Ольга в 946 году.
Но Ольга возможно сама, а возможно по подсказке воеводы Свенельда, готовила жестокую кару для высокомерных древлян. Первую делегацию послов уничтожили по ее приказу, закопав живыми в землю на дворе княжеского терема. Вторую делегацию из еще "лучших мужей, которые держат древлянскую землю", было сожжено в бане.
Относительно расправы Ольги с древлянскими послами, то здесь было соблюдено традиционное языческое действо, которое предусматривало омывание покойника в натопленной бане, или сжигание их в небольшом срубном домике, что Ольга и сделала со вторым посольством древлян. Традиционным языческим обрядом было и погребение покойников в санях или лодках. Именно так сделала Ольга с первым древлянским посольством. Хотя, с другой стороны, можно задаться вопросом: "А что этих обычаев не знали древлянские послы, которые были ярыми язычниками и добровольно садились в лодку, заходили ли в баню"? Возможно, их просто силой бросили в яму и завели в баню и уничтожили, а летописец только приукрасил эти церемонии.
После этого Ольга с дружиной направляется к Искоростеню, передав древлянам: "Сие уже иду я к вам. Итак приготовьте медов много возле града, где убили вы мужа моего. Пусть поплачу я над гробом его и совершу тризну мужу моему". Княгиня, показывая древлянам, что она смирилася с таким ходом событий, усыпила их бдительность и во время тризны (поминок) ее дружинники неожиданно набросились на древлян "и посекли их пять тысяч"!!!
Но и этой мести было мало для княгини и ее советников, на следующий год она готовит большой поход против древлян. Это событие летописец описывает так: "В год 6454(946) Ольга с сыном Святославом собрала войско воинов, многих и храбрых, и пошла на Древлянскую землю. И вышли древляне супротив. И когда сошлись оба войск вместе, бросил копьем Святослав в древлян, а копье пролетело между ушами коня и ударил коню под ноги, так как был Святослав совсем мал. И сказал воевода Свенельд и кормилець Асмуд: "Князь уже начал. Ударим, дружина, вслед за князем".
В этом месте есть необходимость прервать рассказ летописца, с целью уточнить место этой битвы. В те времена из Киева в Искоростень было два пути. Один из них по реке Уж которым воспользовался князь Игорь в 945 году. Ведь он уже шел назад к Киеву, а потом возвратил назад, и древляне его встретили возле современной Немировки на берегу реки. Второй путь был сухопутный: Киев-Белгород-Мическ (современный Радомышль) -Ушеск (Ушомир)-Искоростень. Именно по этому пути и шло войско Ольги. Возле Ушомира, где в Уж впадает переток Студеница, находился передовой форпост Искоростеня, так называемые змеиные валы. Именно здесь и состоялась эта битва. "И победили они древлян. Древляне же побежали и заперлись в градах своих. А Ольга бросилась с сыном своим на Искоростень град, так как те горожане убили мужа ее, и стала вокруг града с сыном своим. А древляне заперлись в городе и сильно бились с городских стен...
И стояла Ольга лето целое, и не могла она взять город. И надула она так: послала послов в город, говоря: "Чего вы хотите досидеться? Ведь все ваши города сдались мне и согласились на дань... А вы хотите с голода умереть, не соглашаясь на дань?" Древляне же ей ответили: "Мы бы рады согласиться на дань, но ты будешь мстить за мужа своего". И сказала им Ольга, молвив: " Я уже отомстила за мужа своего... Поэтому я уже не буду месть совершать, а хочу взять небольшую дань и, помирившись с вами пойду назад". Спросили тогда древляни: " Чего ты хочешь от нас? Мы рады даты и медом и мехом" Она же сказала им: "Ныне у вас нет ни меда, ни меха. Лишь малого я у вас прошу: дайте мне от двора по три голубя и по три воробья".
Древляне же рады были этому. Собрали они со двора по три голубя и по три воробья и послали к Ольге с поклоном. Ольга тогда сказала им: "Вот уже покорились вы мне и моему ребенку.". Идитека в город, а я завтра отступлю от града и пойду в город свой".
Ольга тем временем, раздавая воинам кому по голубю, а кому по воробью, велела к каждому голубю и воробью привязать трутник... И велела Ольга, когда свечереет, воинам своим отпустить голубей и воробьев.
Голуби и воробьи полетели в гнезда свои, те в голубятни, а воробьи под крыши, - и тогда загорелись голубятни, а от них дома и тока. И не было двора, где бы не горело и нельзя было гасить, так как все дворы воспылались. И побежали люди из города, и повелела Ольга воинам своим хватать их.
А как взяла она огород, то сожгла его, и старейшин города сожгла, а других людей одних побила, а вторых отдала в рабство мужам своим, а остальных заставила платить дань".
С наложением Ольгой дани на древлян, как пишет М.Грушевский: "Исчезли старые "добрые" князья, край опустошен, народ отягощен непосильными контрибуциями, еще и кроме дани в киевское княжеское сокровище, должна была быть какая-то контрибуция для самой Ольги, возможно как "пенсия" за убитого мужа".
Некоторые ученые-историки, как Карамзин и Прозоровский, подвергают сомнению факт сожжения Искоростеня с помощью такого полусказочного способа. По этому поводу Карамзин пишет: "Здесь летописец сообщает нам много деталей, частично несогласованных ни с возможностями ума, ни с важностью истории, и взятых без любого сомнения, из народной сказки. Возможная ли неосмотрительность Древлян? Возможно ли, что Ольга взяла Коростень с помощью воробьев и голубей, хотя эта выдумка могла делать честь народному остроумию Русских в Х столетии". Правда, более поздний археологические исследования подтверждают событие разрушительного пожара в Искоростене. И как известно, город больше не упоминался в летописи, а его функции, как центра древлянской земли, перешли к другому летописному городу древлян Вручию (современному Овручу).
С этих пор древлянская земля окончательно вошла в состав Киевской Руси. Древлянское военное и политическое поражение привело к упадку сепаратистских тенденций в Киевской Руси. Чтобы полностью погасить эти тенденции, князь Святослав садит в Древлянщину сына Олега с титулом "Князь Древлянский". Но еще и Владимир Святославович, зная о древлянском гоноре и порыве их к независимости от Киева, почти через 70 лет после укрощения древлян, посадил одного из своих сынов Святослава "в Деревцах" также с титулом "Князь Древлянский".
На значение Древлянщины в ІХ-ХІ столетиях указывают и те факты, которые в летописи древляне и события, которые связаны с ними, упоминаются намного чаще чем другие племена, упоминается и более всего древлянских "градов". Важным есть и тот факт, что князь Святослав взял себе за "жену" пленную дочь князя Мала Малушу. Сын его Владимир, который родился от Малуши в будущему станет князем, и это при тому, что у Святослава были сотни наложниц и ни один из их потомков не стал князем. Т.е., это был фактически династический союз полянинов с древлянами, и потому начиная от князя Владимира нельзя говорить, что Киевской Русью управляла династия Рюриковичей.
Владимир
ЛУКАШЕНКО
Коростенский регион
При наполнении раздела за основу были взяты материалы любезно предоставленные одним из достойнейших жителей нашего края, человеком искренне влюблённым в Родной край, посвятившего всю свою сознательную жизнь изучению истории Полесского региона, сбору и анализу всевозможных данных, которые он черпал из всех доступных ему источников, автору множества книг, очерков и статей обо всём что так или иначе касается Коростенского района начиная от преданий глубокой старины и до сегодняшних дней Лукашенко Владимира Васильевича. Благодаря именно таким, искренне увлечённым людям, мы с вами имеем возможность узнать больше об истории нашего района.
Это один из редких случаев, когда Вы уважаемые читатели, можете ознакомиться с рабочими материалами ещё до выхода книги. Надеюсь, данные материалы поднимут читательский интерес к трудам Владимира Васильевича и увеличат спрос на появившееся в скором времени новое издание «Коростенщина моя…» а также и другим произведениям Лукашенко В.В. которые уже есть, или ещё появятся.
Подобные книги должны присутствовать на книжных полках каждого уважающего себя человека, чтоб не стать „Иванами родства не знавшими” самим, и не дать превратится в них своим потомкам.
Чтоб сделать данную информацию доступной более широкому кругу читателей она будет публиковаться и на русском языке. Если вы обнаружите неточности перевода или ошибки. Просим Вас сообщить ….
Информация подаётся в несколько сокращённом виде. Чтоб узнать больше, рекомендуем вам приобрести книги Владимира Васильевича.
www.korosten.biz.